Amnesia: The Dark Descent, вышедшая десятилетие тому назад, умудрилась остаться для меня практически незамеченной. Причина тому банальна — приоритет на консольном гейминге, так как ПК я уже давно использую строго по делу. Как бы поняв, что за бортом остается значительная часть поклонников хоррор-игр разработчики издали проект на всех актуальных консолях и, на излёте текущего консольного поколения, аккурат перед релизом Amnesia: Rebirth, очередь в моём длиннющем бэклоге дошла и до творения шведской студии.

Обзор Amnesia: The Dark Descent

содержит спойлеры, субъективное мнение, основанное на личном игровом опыте автора и может привести к непреодолимому желанию купить Amnesia: The Dark Descent

жанр: хоррор
разработчик: Frictional Games
дата релиза: сентябрь 2010
обозреваемая версия: PS4

Так уж повелось, что при всей моей любви к страшным играм я недолюбливаю тех представителей жанра в которых акцент сделан на прятках т.н. hide n seek horror. Не то, чтобы прямо ненависть, но отсутсвие возможности мало-мальски постоять за себя от лица своего альтер-его всегда ввергала меня в недоумение. То ли дело игры, подобные Резидент Ивел, где почти всегда можно разобраться с врагом в лоб. Естественно, что исключения встречаются и … это как раз тот случай.

Амнезия у героев игр встречается с завидной регулярностью и, как правило, служит отправной точкой сюжетного повествования. На сей раз, амнезия не просто отправная точка, а краеугольный стержень сюжета и не спроста термин обозначающий «потерю памяти» вынесен в название. Разработчики ещё до начала титров честно предупреждают, что для должного погружения в атмосферу игры крайне желательно играть в темноте и в наушниках.

Но, и при включённом свете, Amnesia: The Dark Descent производит впечатление и дело тут не столько в происходящем, сколько в напряжённой атмосфере, которая явно удалась авторам.

Игровой процесс стандартен для игр жанра — мы исследуем старинный замок Бренненбург (не помня как очутились в нём и, лишь из записки зная что «нас» зовут Даниэль), ходим по комнатам и залам, спускаемся в пропитанный сыростью подвал и находя по пути заметки, призванные восстановить в памяти цепь событий, приведших к отправной точке сюжета Амнезия: Призрак прошлого. Иногда мы слышим шорохи, голоса и другие посторонни звуки и … со временем это начинает пугать.

Страшно «до печенок»? — пожалуй, нет. Держит в напряжении — однозначно, да!

Настраивают на нужный лад постоянная нехватка света и те самые звуки, которых по идее мы не должны слышать в пустом здании. Жути персонажу (и нам, заодно) нагоняет тот факт, что масла для лампы, с помощью которой мы немного облегчаем себе жизнь, хронически не хватает, а темнота такая — «хоть глаз выколи» даже если вы настроили контрастность ТВ в соответствии с рекомендуемыми. Возможность зажигать факелы и свечи выручает, но их отсвет не очерь-то и силен, да и чтобы их зажечь нужны трутницы, количество которых хоть и поболе «топлива», но тоже ограничено.

И, эта ограниченность, помимо того, что является следствием сурвайвл-составляющей, подводит нас к интересной механике, построенной на свет-тьма. Дело в том, что в темноте у героя повышается уровень стресса, а проще говоря — «нервишки пошаливают», что может привести, как минимум, к дезориентации в пространстве. С другой стороны, необдуманно включая «светильники», можно столкнуться с тем фактом, что от противников попросту негде будет спрятаться … а в полной темноте напротив — иногда достаточно присесть на корточки и не двигаться, чтобы вас не заметили.

Противников в игре немного, но конкретно в данном случае этого и не требуется для создания нужной атмосферы. А просто-таки огромным для меня плюсом явилось то, что нас «не ведут зу ручку», как часто бывает в современных проектах, а предоставляют игроку относительную свободу. То же касается и головоломок, кои хоть и не сложны, но заставляют напрячь серое вещество, а подсказки хоть и есть, но скупы на подробности.

В общем-то ничего необычного для жанра, но как и во всех правильных играх, в Амнезии все сделано … правильно. Игрока не пугают для проформы, напряжение нагнетается постепенно и достигается искомый эффект — как и в жизни реальной, игрок пугает сам себя опасностью мнимой, а когда вдруг уверует что бояться нечего, в дело вступают сюрпризы заготовленные авторами. Поэтому игрок вынужден постоянно озираться и нервы напряжены до предела.

В то же время, вдоволь наслушавшись о культовом статусе игры, не могу согласиться с тем, что перед нами — шедевр нетленный. И, дело здесь отнюдь не почтенном, по меркам игровой индустрии, возрасте проекта.

Для полного счастья Амнезии не хватает размаха. Мы исследуем целый замок, но на на поверку локаций меньше чем в стандарном особняке одной из игр серии Resident Evil. В концовке действо становится сумбурным, а сюжет скомканным, что воспринимается контрастно на фоне, по большей части, размеренного прохождения. Нарочито малая интерактивность с окружающими предметами, также со временем начинает обращать на себя внимание.

К примеру, мы можем зажечь факелы/свечи, но не потушить их. А ведь подобная возможность открывала тактические перспективы при столкновении с монстрами и причин почему бы это было не сделать я не вижу.

Выражение «хоть глаз выколи» идеально подходит к игре, а топлива для лампы меньше чем мало. Логика подобного очевидна, но даже я, любитель хардкора не могу согласиться с подобным подходом в полной мере. Дело в том, что в темноте не только страшно (это как раз хорошо), но и ничего не видно. Есть вероятность попросту «застрять» в определенном месте именно из-за отсутствия источника света вкупе с напористым противником. Я почти избегал подобных ситуаций по причине природной бережливости даже в играх, но … то я :)

Впрочем, все указанные недостатки — обоснованные замечания, но, ни в коем случае, не основание для кардинального снижения итоговой оценки. Заслужить уважение у такого «привереды» спустя 10 лет после релиза — красноречивое свидетельство того, что «Амнезия: Призрак прошлого» выдержала проверку временем.

И, если вы, как и я, в своё время пропустили эту замечательную игру, а исследовательская составляющая подобных проектов для вас на первом месте … обязательно восполните пробел!

Amnesia: The Dark Descent
Amnesia: The Dark Descent удаётся главное для «страшилки» — интриговать и пугать игрока, несмотря на устаревшую графику, даже спустя годы после релиза. Ну а небезынтересная история, вкупе с вдумчивым игровым процессом, придают проекту должную глубину.
Рейтинг читателей0 Votes0
Плюсы
атмосфера страха
интригующий сюжет
нетривиальные загадки
Минусы
мало локаций
скомканная концовка
низкая интерактивность
4