Согласитесь — глупо, владея игровым ресурсом время от времени не изображать из себя «диванного аналитика» в попытках угадать вектор развития игровой индустрии. Интерес к разного рода предсказаниям заложен в человеческой природе, неспроста пелось в одной песне «устроены так люди, желают знать, что будет», но порой «играть в Нострадамуса» не менее весело, чем читать чужие прогнозы. Есть у меня и ещё один скрытый мотив — мне самому интересно, лет через 10 посмотреть на свои «предсказания» и, подивиться своей проницательности или (скорее всего) посмеяться над ними с читателями …

Прогноз развития игровой индустрии: 2021 — 2030

Предлагаю читателям, не принимать всё за чистую монету, а отнестись к моим прогнозам с известной долей спептицизма и юмора, а также поделиться в комментариях своим видением будущего. В чем-то я абсолютно уверен и вы сможете ткнуть пальцем, когда время покажет что я был не прав, а в чем-то сомневаюсь и я, но мне очень хочется чтобы было именно так …

Консольный паритет в течение всего десятилетия

Уверен, что грядущее десятилетие переживут все три производителя игровых консолей. Sony даже при неблагоприятном развитии событий не растеряет всю свою (огромную) аудиторию, Nintendo безраздельно властвует на рынке портативных игровых устройств, а Microsoft, похоже, нашла свою нишу на стыке консолей и ПК.

Этому способствует и сегментация аудитории: фанаты PlayStation — ратуют за «традиционные» консольные ценности и у них в чести эксклюзивы; поклонники Xbox — «анархисты» от мира игр: сторонники мультиплатформы, «обратной совместимости», проката игр, «новообращённые» ПК-геймеры и «раскольники» из стана PS, а члены «секты» Nintendo — каста особая, беззаветно преданная своим любимым игровым сериалам во главе с харизматичным лидером — Марио :)

Внести разлад в «тихий омут» может лишь …

Вторжение Apple на консольный рынок … GamePad от Apple?!?

Мы привыкли к триумвирату производителей игрового железа. Пускай место японской Sega заняла американская корпорация, существенно ничего не изменилось — мы по-прежнему выбираем из трёх игровых консолей + ПК. Но, вам не приходило в голову, что есть ещё один серьёзный игрок, который «до усрачки» богат и умеет извлекать выгоду из любых обстоятельств?

Всё прошедшее десятилетие прошло на фоне бума мобильных технологий. В нашу жизнь прочно вошли смартфоны и планшеты, но, вопреки многочисленным прогнозам, мобильные игры не только не вытеснили консоли, а наоборот: аудитория всерьёз увлекшаяся геймингом, затем, как правило, обращает взор на привычные игровые платформы или, как вариант, на гибрид Nintendo Switch.

Apple не могла не заметить подобную тенденцию, а заметив, наверняка ищет пути для извлечения прибыли. Если подумать, то для превращения iPad и iPhone в консоль не хватает ровно двух шагов: во-первых, удобного управления в портативном варианте, а во-вторых, библиотеки «настоящих» игр, отличных по качеству от «мобильных». И, если «второе» решаемо для такой богатой корпорации легко и непринуждённо хотя бы покупкой независимых студий/издательств, то вопрос с удобным управлением решается … ещё проще — достаточно изобрести свой аналог Joy-Con.

В-общем, было бы желание, а возможностей у Apple хоть отбавляй, тем более что вероятен …

Переход игровых консолей на ARM архитектуру

В конце 2020 произошла технологическая революция, которая могла остаться незамеченной, если не интересоваться рынком персональных компьютеров. Apple представила (не в воображении, а на рынке) свой первый процессор на архитектуре ARM и (что важнее) модельный ряд своих Mac. Если вы все последние десятилетия «находились в танке», то напомню, что сейчас в ПК и консолях, стоят процессоры с архитектурой x86, которые в последние годы, уперлись в «технологический потолок».

Языком обывателя … всё дело в энергопотреблении и, как следствие, размерах. При сопоставимой производительности, ARM процессоры меньше раза в 2 и имеют в 10 раз меньше транзисторов, энергопотребление при этом, также отличается кратно.

Почему это так важно для игрового рынка?

Потому что производители смогут выпускать консоли компактного форм-фактора не сильно заботясь об охлаждении, что наглядно продемонстрировал MacBook Air (конца 2020) … в нём вообще нет вентиляторов, при критически возросшей производительности относительно своего модельного ряда.

Т.е. PlayStation 5 с большой степенью вероятности так и останется самой большой «соснолькой» в истории.

А значит, гипотетически их производительность будет значительно превосходить традиционно-ожидаемую от нового поколения консолей, что …

логично подводит к следующему «предсказанию»!

Очередная смерть игровых ПК, на сей раз — окончательная!

Зачем платить в разы больше за тоже самое?

Какой смысл в постоянном апгрейде разных комплектующих?

Не надоело постоянно следить за конфигурацией своего PC?

Тот день, когда я задал себе эти вопросы, предопределил «возвращение блудного сына» в покинутые было консольные пенаты. И я отлично помню, что в те годы также сулили «смерть игровых ПК», чего однако не произошло. Причина этому проста: бурное развитие игрового железа, на фоне долгого консольного цикла. Впрочем, годы «реверансов» игровых издательств в сторону ПК-геймеров в виде бесплатных раздач и региональных цен мало повлияли на их сущность: как многие из них были «пиратами», так и остались, а выручка от продаж консольных версий игр, как правило, выше!

Главными факторами, которые могут привести к «гибели ПК» я вижу следующие:

  • изменение продолжительности консольных циклов на 3-4, вместо 5-7 лет;
  • переход игровых консолей на ARM-процессоры;
  • графический «потолок», когда сделать «картинку» лучше — практически невозможно;
  • массовое внедрение «проката игр» в виде Xbox Game Pass и его аналогов;
  • появление младших версий консолей (таких как Xbox Series S), нацеленных на бюджетный сегмент, что приведёт к массовому оттоку геймеров с ПК

Прекрасно понимаю, что многим (особенно у нас в стране) это покажется бредом, выжившего из ума старого консольщика, но, на сей раз, рынку ПК «не отвертеться», имхо.

А теперь, немного о том, чего не произойдёт в ближайшие 10 лет!

Триумф облачных игровых технологий откладывается!

То, что облако прочно входит в нашу с вами жизнь — факт неоспоримый! Хранение данных, синхронизация и прочие на редкость удобные фичи — реальность дня сегодняшнего и будущее у «облачков» исключительно светлое. Иное дело «игра в облаке» …

Теория как всегда прекрасна: мы приходим домой, включаем ТВ-панель и как в онлайн-кинотеатре выбираем во что нам играть. На практике, есть много «но», как технологического характера, так и специфичности игрового рынка — от привычного избавиться не так просто в том числе из-за менталитета, даже если новое сулит радужные перспективы. Но, сейчас не об этом.

Я не сомневаюсь, что за следующие десятилетие облачные игровые сервисы откусят «кусочек пирога», но не думаю, что он будет настолько большим, чтобы составить весомую конкуренцию.

Почему?

Элементарно, Ватсон! Для успеха облачного гейминга, помимо пресловутой смены менталитета у критического большинства аудитории необходимо решить технологическую задачу следующего содержания: как «поднять» облако для 100 млн. желающих поиграть единовременно (а не жалкого 0.1 — 1% как сейчас), чтобы ни у кого ничего не лагало/глючило при том, что к концу десятилетия намечается переход на 8KTV?

Кусок пирога в виде … условных 5% — однозначно, да! Триумфальное воцарение … да вы шутить изволите?

Доминирование виртуальной реальности — тоже миф!

Ещё одна мантра, которую любят повторять уставшие от привычного гейминга личности (может вам книжки пойти почитать, а?) Опять же в теории: мы все такие «газонокосильщики» лежим со шлемами на головах и вставшими … геймпадами в руках и наслаждаемся жизнью в виртуальных мирах :)

Что ж … возможно так оно и будет, а ещё не так уж мала вероятность того, что мы уже так «играем», а наша «реальная жизнь» всего лишь иллюзия, но чтобы «виртуал» заменил привычные консоли опять же необходим технологических прорыв. Современные игры для «очков» виртуальной реальности наглядно продемонстрировали две вещи:

  • это и правда небезынтересно;
  • в них не настолько удобно играть, как кажется со стороны …

И вот пока со «вторым» аспектом не произойдут качественные изменения, шлемы виртуальной реальности так и останутся приблудой — тупиковой ветвью эволюции игр, несмотря на весь их, кажущийся со стороны, огромный потенциал.

P.S. И вот тут я прервусь, чтобы не «нагородить огорода» ещё больше … и так достаточно для неокрепшего читательского разума :) Ещё раз — призываю не принимать мои слова за истину в последней инстанции, а спорить — «парировать» контраргументами, а потом вместе, накануне 2031 года, воочию убедиться кто из нас прав и от души посмеяться над оппонентом или … самим собой!