Не знаю, ведал ли что творил Сид Мейер — создатель Civilization, но в результате получилась одна из величайших … не просто игр, а концепций, целиком и полностью изменивших игровую индустрию. Как и всё гениальное, базис прост как «пять копеек» — возглавить одну из цивилизаций и провести свой народ через века и эпохи к процветанию. Но, маэстро добавил в своё «варево» некий компонент, который заставлял игроков «залипать» очень надолго, вызывая недоуменные взгляды окружающих :)

В результате закрепился стереотип — при словосочетании «глобальная пошаговая стратегия», игрок со стажем, как правило, представляет себе одну из «Цивилизаций».

Как водится, последовала волна подражателей. Далеко не сразу, но появились достойные проекты, которые не просто скопировали, а привнесли нечто новое в жанр. О таких играх и пойдёт речь.

Подборка игр, похожих на Civilization (Цивилизация)

на ПК и консолях составлена на основе личных игровых предпочтений автора igrasutra.ru©

Ввиду крайне большого разнообразия 4X стратегий я дополнительно установил следующий критерий для включения в список игр типа Цивилизации: масштаб происходящего ограничен рамками поверхности одной планеты … за одним лишь исключением.

Sid Meier’s Colonization + Civilization IV: Colonization

1994/2008
MicroProse

Сиду Мейеру будто мало было изобрести жанр — спустя несколько лет, после релиза главного своего проекта, разработчик переосмысливает придуманную им самим концепцию. В Sid Meier’s Colonization отсчёт игрового времени идет с начала колониальной экспансии Европы в Америке и продолжается до провозглашения независимости колоний.

Задача игрока здесь не «светлое будущее», а вполне конкретная цель, которая диктует совершенно иные способы её достижения и несмотря на крайнюю степень схожести, Colonization — не прямой клон Цивилизации и много больше чем просто мод Civilization с набором измененных правил.

Civilization IV: Colonization — реинкарнация или как сейчас модно — ремастер классической Колонизации (1994) на движке 4-ой части Цивы, вышедшая в качестве дополнения.

Sid Meier’s Alpha Centauri + Alien Crossfire

1999
Firaxis Games

Одна из лучших игр, наподобие «Цивилизации» — плод сотрудничества легендарного дуэта гейм-дизайнеров Сида Мейера и Брайана Рейнолдса. Сюжет как бы продолжает концовку Civilization II, в которой человечество приступает к колонизации планет. Игроку предлагается возглавить одну из семи фракций с разными представлениями об устройстве общества и окружающего мира.

Дополнение Alien Crossfire предлагает еще 7 фракций (две из которых, инопланетные), новые технологии и «Секретные проекты», а также редактор, позволяющий игрокам … творить.

Galactic Civilizations (серия игр)

с 2003
Stardock

Только идеалисты верят что контакт с внеземными цивилизациями символизирует начало «эры милосердия», любой же реалист (и настоящий стратег) понимает, что сие означает новый виток экспансии, научного прогресса, дипломатических конфликтов и войн галактического масштаба.

Разработчики GalCiv создали игру в стиле Цивилизации, «телепортировав» сеттинг в космос, но не как сделал сам Сид Мейер, отправив человечество на другие планеты заниматься тем же самым что и на Земле, а масштабировали действо на всю галактику. В роли городов здесь планеты, основными боевыми единицами стали космические корабли, технологии шагнули далеко вперёд, но сама суть игры не изменилась — мы всё также стремимся к доминированию всеми возможными путями.

Warlock: Master Of The Arcane + Warlock 2: The Exiled

2012/2014
Ino-Co Plus

События дилогии Warlock развиваются в сказочном мире Ардания, известном по серии игр Majesty и предлагают игрокам взять на себя роль верховного мага, пытающегося объединить под своей властью разрозненные земли. Фэнтезийный сеттинг придал проекту определенную специфику — в качестве аналога технологий место здесь занимают заклинания.

Сиквел не сильно отличается от оригинала и впору назвать это масштабным дополнением, поскольку помимо нового режима одиночной игры (The Exiled), нескольких юнитов и мелких доработок, других значимых изменений здесь нет — большинство строений и, даже графика, остались абсолютно такими же.

Endless Legend

2014
Amplitude Studios

Сеттинг Endless Legend — чистой воды технофэнтези, в котором сказочные существа соседствуют с диковинными технологиями предтеч, руины которых там и сям встречаются на поверхности планеты Аурига. Подобная стилизация может вызвать заблуждение о близком родстве с теми же HOMM, Disciples и прочими пошаговыми стратегиями тактического толка, что … не совсем так.

Основы механик Endless Legend — классика 4X, где целью игровой партии является достижение победы над другими культурами путем военного, дипломатического или научного доминирования. Из особенностей в «глаза бросаются»: один город на провинцию; сильное влияние времени года на расстановку сил и своеобразная боевая система, апробированная ещё в Endless Space — когда приказы отрядам отдаются «вслепую», а затем игрок видит последствия принятых решений.

Age of Wonders: Planetfall

2019
Triumph Studios

Игры серии Age of Wonders всегда ассоциировались с магией и прочими привычными атрибутами фэнтези. Да и игровая механика, пускай и не избежала заметного влияния 4X-стратегий, всё-таки намного ближе к играм, наподобие Героев меча и магии, чем к «циве».

Научно-фантастический сеттинг в Age of Wonders: Planetfall заметно отличается от остальных частей сериала — партия начинается с высадки на одной из планет бывшего Звёздного союза. Подобное начало заставляет вспомнить Civilization: Beyond Earth на которую игра внешне очень похожа, а система дипломатических отношений (когда любой реверанс в угоду одной из фракций кардинально влияет на отношения с другими) ещё больше сближает проекты.

Впрочем, от своих корней игра не отказалась: фракции, несмотря на футуристический дизайн, в основном, повторяют «сказочным» прототипы, система развития городов перекочевала из Age of Wonders III, оттуда же родом и боевая механика, ставшая ещё более похожей на XCOM.