Для меня, игры серии Final Fantasy (а именно: 8-ая и 9-ая части) стали в своё время путеводителем в прекрасный и загадочный мир японских ролевых игр — JRPG. Долгое время, думая в какую новинку жанра поиграть, я ориентировался на то насколько игра похожа на «Финал Фэнтези» и, полагаю … не один я такой :), что красноречиво указывает на степень влияния сериала на умы игроков и жанр в целом.

Естественно, по мере роста игрового опыта, передо мной открылись «новые горизонты», но «детская» ностальгия по тем прекрасным временам нет-нет да посетит меня …

Подборка игр, похожих на Final Fantasy

на ПК и консолях составлена на основе личных игровых предпочтений автора igrasutra.ru©

Составить список игр по типу Final Fantasy одновременно простая и архисложная задача. В какую игру жанра не «ткни пальцем» — велика вероятность, что нечто подобное встречалось и в одной из частей FF. Плодовитость создателей сериала, эксперименты с ролевой и боевой механиками, вкупе с количеством ответвлений, превращают составление точечной подборки в недостижимую цель.

Вовремя поняв это я и не старался угодить «всем и каждому», включив лишь те проекты, которые вызывают стойкие ассоциации с Последней Фантазией именно у меня, а читателей призываю в комментариях дополнить публикацию своими примерами.

The Legend of Dragoon

1999
SCEI

После 8-ой части FF, я начал искать схожие с покорившим моё сердце проектом и неожиданно наткнулся на эксклюзивную PS1-игру от внутренней студии Sony. К сожалению, первая попытка на жанровом поприще и по сей день осталась единственной, хотя можно было рассчитывать на серию.

Главным героем игры является Дарт Фелд и ему на роду написано по ходу сюжета стать драгуном — повелителем драконов, которые в незапамятные времена перевесили чашу весов в пользу людей и союзных им рас в войне против Крылатых, вознамерившихся уничтожить всех … не-Крылатых :)

Отличительной чертой The Legend of Dragoon стала боевая система (The Additions combat system) смысл которой состоял в нажатии контекстных кнопок, значительно увеличивающих наносимый урон. Проблема заключалась в том, что продолжительность и разнообразие комбинаций (благодаря разным Additions — дополнениям) со временем превышала все мыслимые пределы и далеко не у всех хватало выдержки, что и не позволило игре войти в «сонм великих» представительниц жанра.

I am Setsuna + Lost Sphear

2016/2017
Tokyo RPG Factory

Сюжетно проекты от Tokyo RPG Factory не связаны никак, а вот концептуально очень даже — обе игры сделаны в стиле ранних частей Final Fantasy, т.е. до релиза Final Fantasy VI. В плюсы можно занести дотошное следование жанровым канонам 90-х, а в минусы то, что в погоне сыграть на любви геймеров к ретро-играм разработчики похоже забыли, что эти каноны устарели тогда же.

Невозможно переоценить вклад Хиронобу Сакагути — отца серии Final Fantasy. Дело даже не в том, что после расставания со Square он разразился целой плеядой игр, наподобие Final Fantasy, а в том, что они концептуально схожи с представительницами FF разных эпох … здесь тебе и классика и модерн и «взгляд со стороны».

Blue Dragon

2006
Mistwalker

За созданием этой эксклюзивной для Xbox 360 игры, ответственна «дрим-тим» в составе Сакагути/Акира Торияма/Нобуо Уэмацу, имена которых много значат для поклонников жанра. Сам же проект напоминает (что неудивительно:) одновременно 9-ую часть FF и игры серии Dragon Quest.

В своём обзоре Blue Dragon я подробно расписал все достоинства и недостатки проекта, а если вкратце, то … играть строго обязательно, если не пугает кукольная графика и откровенно слабый сюжет. Главный «косяк» с низким уровнем сложности был позже исправлен выпуском Ultra Hard Mode, а продуманная «классовая система» в сочетании с на редкость интересными пошаговыми боями и сейчас способны впечатлить взыскательных игроков.

Lost Odyssey

2007
Mistwalker

Если кто-то полагал, что «отец фантазии» угомонится, то он явно недооценил его «творческий фонтан» :) На сей раз перед нами игра в стиле Final Fantasy X с её мистико-загробной тематикой и непередаваемой грустью «за кадром». В центре истории группа бессмертных героев (а-ля Горец) обречённых на «вечную» жизнь со всеми вытекающими: вновь и вновь терять близких, наблюдать рождение и закаты государств и народов, помнить то, что хотелось бы забыть. От бесконечного цикла несложно сойти с ума и амнезия, в данном случае — необходимое лекарство.

По качеству Lost Odyssey смело можно поставить в один ряд с лучшими представительницами Final Fantasy, более того — игра могла быть «одной из своих» не смени геймдизайнер место работы, вот настолько от игры веет духом FF. Единственным недостатком (имхо) является крайняя затянутость сражений (а здесь они случайные, как в «классике») по причине красивой, но излишней (понимаешь со временем) анимации действий (в т.ч. противников), помноженной на количество участников.

Ах, да … игра, также «иксбокс онли», но, учитывая программу обратной совместимости консолей семейства Xbox, большим препятствием «для тесного знакомства» с проектом сие не является.

The Last Story

2011
Mistwalker/AQ Interactive

Группа наёмниках в поисках выгодных контрактов прибывает Лазулис, которым правит некий граф Арганан и оказывается в эпицентре политических интриг. На сей раз, вместо пошаговых сражений, разработчики предпочли боевую систему в реальном времени с элементами тактики и стелса, а по «средневековому» духу и боёвке The Last Story — игра, наподобие Final Fantasy XII.

После плотного сотрудничества с Microsoft, решение Сакагути выпустить игру эксклюзивно для WII многим показалось неожиданным. Но хуже было то, что продажи «Последней Истории» оказались ниже всяких ожиданий и творческий «запал» маэстро истощился на долгие годы.

Xenoblade Chronicles (серия игр)

с 2010
Monolith Soft

Создатель серии игр Xeno — Тэцуя Такахаси (как и Сакагути), некогда работал в недрах Squaresoft, приняв участие в создании множества культовых проектов в т.ч. FF. Вершиной его карьеры внутри издательства Square стала игра Xenogears, концепт которой был одним из возможных вариантов Final Fantasy VII. Руководство посчитало идею слишком мрачной для номерной части сериала, но дало «зелёный свет» в статусе отдельного проекта.

Игра обрела культовый статус, но не продолжение, впрочем, Такахаси основал свою игровую студию, где и начал работать над идейной преемницей — Xenoblade Chronicles. Если сюжетный лор и идейное содержание игр сериала — тема отдельной публикации, то с точки зрения боевой механики перед нами быть может и не клон Final Fantasy XII или XV, но проект со схожим подходом. А, учитывая свободу исследования большого игрового мира, то, лично я, играя в «Xenoblade-игры» испытываю похожие, с упомянутыми частями «финал фэнтази», ощущения от игрового процесса.

Аккурат к релизу первой части Xenoblade Chronicles студию Monolith Soft приобрела Nintendo, а посему все игры серии — эксклюзивы для её игровых платформ.

Игры, похожие на Final Fantasy Tactics

Тактическое ответвление Final Fantasy стоит особняком по причине иной жанровой принадлежности — TRPG и, наряду с Fire Emblem, является столпом жанра. Но, если игры серии Fire Emblem выходят до сих пор, то FF Tactics ушла в «глубокое подполье» и вся надежда на последователей …

Tactics Ogre: Let Us Cling Together

1995
Quest

Самая похожая на Final Fantasy Tactics игра и даже больше … всё с точностью до наоборот :) После завершения проекта три ключевых сотрудника легендарной Quest присоединились к Square для создания FFT и первый же взгляд на игровой процесс прямо указывает на источник их вдохновения. Основы механики тактического ответвления фантазии перекочевали прямиком из «тактикс огр», дизайн также легко узнаваем и даже знаменитая классовая система заимствована отсюда же.

Tactics Ogre является частью серии Ogre Battle — её тактической ипостасью. В 2001 году на GBA (где стала «соседкой» Final Fantasy Tactics Advance) вышла ещё одна игра подсерии — Tactics Ogre: The Knight of Lodis, сохранившая основные черты оригинала. Сама же Tactics Ogre: Let Us Cling Together в 2010 удостоилась переиздания в виде ремейка игры эксклюзивно для PSP.

Vandal Hearts (серия игр)

с 1996
Konami

Первая часть Vandal Hearts вышла аккурат между Tactics Ogre и FFT и обладала множеством схожих черт. Но, больше мне запомнилась именно вторая часть Vandal Hearts II по причине уникальной (а в те времена и подавно) боевой системы — Dual-Turn System, суть которой состоит в том, что юниты под командованием игрока и компьютера синхронно выполняют отданные им приказы.

Как бы мудрёно это не звучало, система отлично себя зарекомендовала, только вот сам сериал, как и многие другие свои культовые серии, Konami «заморозила» на неопределённый срок, лишь раз вспомнив о франшизе релизом «недоразумения» — Vandal Hearts: Flames of Judgment (2010).

Fell Seal: Arbiter’s Mark

2019
6 Eyes Studio

Некогда семеро героев бросили вызов чудищу Утроба и, победив его обрели бессмертие. Ими был образован Совет Бессмертных, установивший порядки в государстве, а для исполнения своей воли основан Орден Вершителей. Со временем, абсолютная власть стала плодотворной почвой для коррупции и подковёрных интриг, а некогда защитники закона, стали считать себя выше него … но, не все поддались разложению и полны решимости провести «чистку рядов».

Как отмечают сами разработчики, игра Fell Seal: Arbiter’s Mark — фактически клон Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre, их духовная наследница. Тем более удивительно, что проект такого качества создан энтузиастами — разработчики не просто сделали «игру по мотивам», а бережно перенесли все лучшее из тактик 90-х, лишь немного разбавив своими находками … в целом, удачными.