Уникальный сплав пошаговой стратегии и RPG — серия игр Heroes of Might and Magic, снискала популярность во всем мире, обретя поистине культовый статус в т.ч. в среде отечественных поклонников вдумчивых посиделок перед монитором, после релиза третьей части HOMM, до сих пор, по мнению многих, так и оставшейся лучшей. Впрочем, несмотря на неоднозначное восприятие последующих игр, уважения HOMM не растеряла …

Подборка игр, похожих на «Герои Меча и Магии»

на ПК и консолях составлена на основе личных игровых предпочтений автора igrasutra.ru

Очевидно, что механика игр типа Героев Меча и Магии — симбиоз элементов стратегий и тактик. Но, сплав нам нужен не абы какой, а позволяющий вычленить схожие с HOMM проекты из сонма родственных поджанров. Наличие «стратегии» позволяет исключить из списка игры, похожие на Final Fantasy Tactics, тактическая составляющая — наоборот «оставляет за бортом» Цивилизацию и подобные ей игры, а фэнтезийный сеттинг отправляет игры в стиле X-COM в «открытый космос».

Age of Wonders (серия игр)

с 1999
Triumph Studios

Первую часть Age of Wonders многие рецензенты считали калькой с их любимой HOMM, но, на самом деле, игра — идейная продолжательница Master of Magic, сочетавшая механики тактических ролевых игр (развитие персонажа, сражения) с элементами 4X-стратегий (экономика) в сказочном антураже.

Магия, которая и в «героях» играет большую роль (хотя бы из-за сеттинга, как такового) в «эпохе чудес» является краеугольной механикой — с её помощью можно не только склонить чашу весов в свою пользу в битве с противником (эка невидаль!) или призвать существ на карту мира, но и проводить масштабный терраформинг, неспроста на исследование заклинаний уходит уйма времени.

Ещё отмечу, что в отличие от двух других «столпов жанра» (HOMM и Disciples) серия обошлась без «американских горок» взлётов и падений. Естественно, релиз очередной части не делал счастливыми всех поклонников франшизы, но и назвать хотя бы одну из частей откровенно неудачной я не рискну.

Disciples (серия игр)

с 1999
Strategy First/.dat

Мрачная Disciples (Последователи) всегда была в тени HOMM, чего, на мой взгляд, совершенно не заслуживала. В Disciples серьёзно разнился подход к созданию армии — в отличие от «героев» с их большими и постоянно пополняемыми гарнизонами, здесь мы командуем малыми отрядами, а воины получают опыт, что позволяет улучшать их. Само же поле боя напоминает игры в жанре JRPG, а не привычный для жанра гексагональные поля. Ещё в игре своеобразно происходил захват территорий — у каждой расы был «носитель жезла», который отвечал за терраформинг под нужды каждой из рас.

Во всяком случае, так было до релиза Disciples III: Renaissance. За разработку проекта отвечала отечественная студия .dat, а издавала игру небезызвестная Акелла. Разработчики сменили ракурс камеры в сражениях и стали использовать в игре «гексы» в стиле Героев Меча и Магии, «носителей жезлов» также отправили в отставку, да и вообще, реакция прессы и игроков была резко негативной. С тех самых пор (и игра вышла в 2009) франшиза находится в «глубокой спячке».

Впрочем, это не значит, что серию Disciples следует списать со счетов. Во-первых, мы живем в эпоху ремейков и ремастеров, а во-вторых, Disciples II: Dark Prophecy — чудо как хороша и поныне, имхо.

Демиурги (серия игр)

с 2001
Nival

Игра про «лордов эфира» от отечественных разработчиков, являет собой гибрид стратегических механик, схожих с Heroes of Might and Magic и карточной боевой системы «дуэлей», наподобие настольной карточной игры Magic: The Gathering. Обе франшизы в начале тысячелетия переживали очередной всплеск популярности и остаться незамеченным проект по определению не мог. Но и помимо «хайпа» Демиургам было что предложить пользователям и не приходится удивляться, что в дальнейшем Ubisoft заключила контракт со студией Nival на разработку HOMM V.

Эадор/Eador (серия игр)

с 2009
Artifactorium/Snowbird Games

Владыки миров — полубоги, обитающие в Астрале, между которыми идет нескончаемая «шахматная партия», где каждый стремится создать свой мир, а для этого нужно присоединить как можно больше осколков, плавающих в Астрале, уничтожая миры конкурентов …

Эадор: Сотворение/Eador: Genesis — браузерный клон героев, если выносить суждения базируясь на внешнем виде, на поверку оказался «вещью в себе» — проектом много превосходящем ожидания. И дело не в сюжетных поворотах, а в механиках неочевидных на первый взгляд. К примеру у ваших поступков есть карма (хорошая или плохая), напрямую влияющая не только на подопечных, но и определяющая взаимоотношения с «коллегами по Астралу». И это лишь один из примеров …

Игру в одиночку разработал Алексей Бакулев — талантливый программист из Киева. А вот с продолжениями не заладилось, хотя над проектами работал уже коллектив, а автор оригинальной игры выступил в качестве консультанта. Эадор: Владыки миров (Eador: Masters of the Broken World) — по факту трехмерный ремейк оригинала, не только унаследовал технические огрехи «предка», но и привнес новые баги, а 3D модели оставляли желать лучшего. Не лучше получилось и третья часть — Eador: Imperium, максимум дотягивающая до не самого лучшего дополнения.

King’s Bounty: Легенда о рыцаре

с 2008
Katauri Interactive

Не просто игра в стиле Heroes of Might and Magic, а ремейк легендарной King’s Bounty — предтечи всех игр, наподобие «Герои Меча и Магии». За разработку отвечала студия Katauri Interactive — авторы ставших культовыми не только «у нас» «Космических рейнджеров», которая с лихвой оправдала ожидания фанатов, основательно переработав техническую начинку, но не тронув фундамент, заложенный ещё в оригинале … да, умели отечественные творцы делать игры в те годы.

Главное отличие от HOMM состоит в том, что несмотря на всю внешнюю схожесть игрового процесса, King’s Bounty не столько пошаговая стратегия с ролевыми элементами, сколько РПГ-игра с тактикой. То есть здесь игроки тоже захватывают вражеские населённые пункты, но сие является не самоцелью (как в стратегиях), а служит способом продвинуться по сюжету/разжиться барахлишком.

Впрочем, для поклонников именно что тактической составляющей в подобных играх это по факту … то же самое блюдо, но поданное под другим соусом :)

Легенды Эйзенвальда/Legends of Eisenwald

2015
Aterdux Entertainment

Legends of Eisenwald — проект белорусской студии из Минска в сеттинге псевдо-Средневековья. Как и в большинстве игр, наподобие Героев Меча и Магии игровой процесс протекает в двух плоскостях: режиме похода на глобальной карте где мы захватываем вражеские замки и выполнением сюжетные и побочные квестовые задания и собственно сражениями, которые более всего напоминают оные из Disciples 2, впрочем, как и система прогресса бойцов под руководством игрока.

Как и там, здесь каждый юнит — личность, которую следует пестовать и лелеять дабы довести жалкого новобранца до высшей ступени развития в соответствии с выбранной специализацией.