Persona 3 & обзор
Menu

 

Persona 3 FES

Persona 3 FES — расширенная версия третьей части известного поклонникам хардкорных JRPG сериала Persona, который в свою очередь, является частью игровой франшизы Shin Megami. Впрочем, для того чтобы понять происходящее на экране, вовсе не обязательно быть знакомым со вселенной ролевых игр, созданной компанией Atlus.

FES (от слова Festival) — своеобразный Game of the Year, где помимо мелких улучшений, наподобие новых социальных связей, в игру был добавлен эпилог целых 30 часов незамутненного социумом игрового процесса. Учитывая, что обзор пишется много позже выхода оригинальной игры, полагаю справедливым оценить именно FES версию Persona 3, благо именно она доступна в PSN.

Обзор Persona 3 FES

содержит спойлеры, субъективное мнение и может привести к непреодолимому желанию купить Persona 3 FES. Оценка игры и выводы о достоинствах и недостатках проекта основаны на личном игровом опыте автора публикации.

Инфо

Неудачный научный эксперимент, проведенный в лаборатории корпорации Kirijo Group, привел к появлению явления, получившего название Dark Hour (Темный час) — промежутка времени, наступающего после полуночи. Обычные люди не способны осознать данное явление, так как находятся в специальных укрытиях (стилизованных под саркофаги), но небольшая часть людей способна функционировать в это время. В реальности, измененной темным часом хозяйничают Shadows (Тени) некие субстанции, питающиеся эмоциями людей, оставшихся вне спасительного укрытия.

Противостоять им способна, только небольшая группа учащихся старших классов (SEES от англ. Specialized Extracurricular Execution Squad), владеющих способностью призывать Персон — сверхъестественных хранителей, являющимися воплощением внутренних личностей носителя.

Начинается игра с того, что наш протагонист (назваться можно как угодно) прибывает в новую школу. Сразу начинаются какие-то непонятки с участием странных персонажей, которые весьма назойливо вводят игрока в курс дела. Помимо членов отряда, нас знакомят с двумя личностями (Игорем и Элизабет) обитателями знаменитой Вельветовой комнаты (Velvet room). Именно они будут давать нам специальные задания и позволят выводить новые виды Персон.

Игра обладает двойственной натурой, выражающейся в четком делении на две, практически равные по затрачиваемому времени, составляющие: социальную и исследовательскую.

В социальной части игры, протагонист посещает школу, развивает или заводит новые социальные связи, повышает на лекциях уровень знаний, готовясь к экзаменам и развивает параметры, позволяющие выстраивать отношения с другими людьми. День в игре делится на: утро, после школы и вечер. Может показаться, что игрок волен проводить время, как ему заблагорассудится, однако, если не считать свободного посещения локаций и прогулок по местным магазинам, можно выполнить, лишь одно действие за определенный отрезок дня.

Не забывайте следить за календарем, если проявить невнимательность легко можно оказаться неготовым к важному событию

Возможно, подобное времяпрепровождение может показаться несколько затянутым, однако не следует забывать, что в этом имеется смысл — социальная надстройка игры выражается в виде параметров: Academics (знания), Charm (очарование) и Courage (отвага), которые отвечают за возможность установить контакт с некоторыми персонажами и исход некоторых событий, а также, так называемых social link (общественные связи).

И, если параметры сделаны немного для галочки (хотя их влияние не стоит недооценивать), то развитие отношений дает не хилый бонус в виде возможности создавать персон более высокого уровня, а достижение максимального уровня отношений приводит к открытию скрытых Персон (кстати, без них нельзя выполнить ряд специальных заданий Элизабет). С друзьями можно серьезно поругаться (особенно капризны девчонки), но совсем не сложно восстановить отношения.

И все то хорошо, но разработчики не предусмотрели возможности альтернативного развития отношений. Получается — ругайся не ругайся с персонажем, если хочешь получить нужную Персону станешь закадычным другом, даже с теми, кто тебе противен … пичалька:)

Более привычна для ролевых игр исследовательская часть Persona 3. В ночные часы, школа превращается, в так называемый Tartarus (Тартар) огромную башню, состоящую из множества, случайным образом сгенерированных этажей и населенную тенями, разной степени поганости. Вполне стандартно для данного жанра, что в конце каждого определенного отрезка, игрока поджидает очередной босс.

Случайная генерация уровней и сокровищ имеет известные недостатки — иногда можно очень долго ждать выпадения, нужного по квесту, предмета

За убийство теней выдаются очки опыта и различный лут, который можно продать или обменять на более полезные предметы. Имеет большой смысл не единожды тщательно зачищать подземелья, чтобы не застрять на очередном боссе-нервогрызе. Персонажи могут устать, и как следствие чаще промахиваться и слабее атаковать оппонентов. Более того, они могут отказаться на следующий день исследовать Тартар.

Встречал мнение, что исследование подземелий в Persona 3 набивает оскомину, но для меня они стали глотком свежего воздуха после рутины социальных будней.

Ролевая система Persona 3 крайне занимательна: у главного персонажа всего 3 характеристики: HP (здоровье), SP (магия) и показатель уровня (влияет на возможность создания персон). Все остальные (а их много) зависят от выбранной Персоны. Если учитывать количество персон, которых можно брать с собой (до 12), возможность менять их по ходу сражения, а также держать в уме потенциальное их количество вообще (170), то получается просто невероятное количество комбинаций. Естественно, что какие-то умения повторяются и улучшаются, но сама идея заманчива. В то же время, Персоны напарников навечно прикреплены к ним (или прибиты гвоздиком:). И это хорошо, иначе продолжительность игры стала бы неприемлемой.

В очередной раз, удивляет как разработчикам удается перекраивать собственную ролевую систему. С одной стороны все знакомо, начиная от основ ролевой системы и заканчивая набором персон, с другой — каждая «развилка» сериала SMT дает совершенно отличное восприятие.

Бои пошаговые, но непосредственно управлять можно только главным героем. Все остальные управляются искусственным интеллектом на поведение которого можно влиять посредством приказов. Сделано все красиво, интерфейс удобен, но искусственный интеллект оставляет желать лучшего. Атаки делятся условно говоря на силовые и магические, с некоторыми нюансами (например: силовых атак аж три вида, что поначалу непривычно).

Благодаря огромному множеству модификаторов (слабости, статусы, отражения), можно победить намного более сильного оппонента равно как и слить бой слабым противникам

Я говорил о социальной и исследовательской частях игры, но, если задуматься, то процесс создания новых Персон не менее интересная и затратная по времени часть. При создании следует учитывать множество нюансов, уделить этому аспекту мало внимания означает обречь себя на мучительное прохождение игры.

Ложка дегтя в бочке меда Persona 3

Игра, безусловно, могла бы претендовать на эталонную JRPG, если бы не обладала набором недостатков, ни один из которых не является критичным для восприятия проекта, но вместе тянут вниз общее впечатление:

  • в сражениях с боссами, зачастую имеется только одна, единственно верная стратегия победы и это более явно выражено, по сравнению с другими играми вселенной SMT.
  • очень много, лишенных смысловой нагрузки, разговоров. Я не стал бы отмечать этот, не самый серьезный для японских игр, недостаток, если бы на 150-ом часу игры мне в цатый раз не вталкивали про важность дружбы и социальных связей ах оставьте
  • явный перебор с промахами и показателями усталости. Устают члены команды очень быстро (хотя, вроде и секции спортивные посещают:), а промахнувшись, персонаж с большой степенью вероятности усядется на попу (в прямом смысле) и пропустит ход (двойное наказание, так сказать).
  • очень странная система записи прогресса. Сохраняться можно раз в день и перед входом в Тартар. И, если риск исследования башни можно объяснить неписанными правилами хардкора и типично японским подходом, то невозможность сохранить прогресс в течении дня сильно напрягает. Иногда просто любопытно, что будет, если записаться в другую спортивную секцию (их три) или провести выходной день с другим одноклассником? Навряд ли у вас такая хорошая память, чтобы на следующем прохождении помнить все предыдущие выбранные варианты (их много), а каждый раз заново начинать день как-то неправильно.

нередка ситуация, когда после продолжительного сюжетного действа, игрока ждет изнурительная битва с боссом, а затем школьные будни и непростое решение и все это без записи! Достаточно было поставить сейв перед школой, чтобы решить почти что все непонятки.

  • искусственный интеллект напарников оставляет желать лучшего. Члены команды могут заблудиться в трех соснах или отстать от главного героя, способны отказаться от вооружения переданного им (а вы и не заметите:), с ними приходиться общаться с каждым по-отдельности (вместо того, чтобы сделать вкладку отряда).

Но, все это меркнет перед невозможностью управлять напарниками в сражениях. Косвенно, мы можем задать линию поведения персонажа, но на практике это не всегда работает. В обычных битвах, данный недостаток несущественен (хотя, по всякому бывает), но если напарники начнут чудить в серьезном сражении, вы сразу почувствуете, насколько не доработана данная система.

Пожалуй в любой игре, бывают ситуации, когда искусственный интеллект тупит. Со стороны это выглядит смешно, а теперь представьте насколько смешнее, когда туповатый ИИ командует напарниками обхохотаться, верно? В Persona 3 Portable данный недостаток был исправлен. К сожалению, счастье доступно, только владельцам портативных консолей Sony

В противоположность асоциальной направленности большинства игр линейки SMT, где персонажи вынуждены сражаться за выживание и собственное видение мироустройства, Persona 3 игра в высшей степени социальная и социальные связи не только являются частью сюжетного повествования, но и имеют реальное влияние на ролевые характеристики.

Persona 3 подкупает чудесной (пусть и идеализированной) атмосферой японской школы, неплохой (по меркам своего времени) графикой, великолепным артом (а женские персонажи: Мицуро, Юкари и Агис — просто красавицы!) и необычной ролевой системой. История умеет преподносить сюрпризы и не единожды способна удивить игрока сюжетными хитросплетениями.

Но, социальная надстройка, хотя и является интересной идеей, реализована не самым удачным образом и немного портит общее впечатление от проекта. Вкупе с совсем необязательными недостатками она привносит рутину в игровой процесс и способствует искусственному увеличению времени прохождения игры.

Persona 3 не идеальна, но является знаковой представительницей жанра и одной из лучших игр эпохи PS2, поэтому я настоятельно рекомендую ее ценителям необычных качественных японских ролевых игр.

Categories:   Ретрозор